Фунтикова С.П.

УЧЕБНЫЙ КУРС «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОНДОХРАНЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА И НОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ТЕХНОЛОГИЯ ФОНДОХРАНЕНИЯ»

В библиотечном сообществе было потрачено много усилий на доказательство необходимости обеспечения сохранности библиотечных фондов как материальных объектов, сохранения документов - памятников культуры и истории, обеспечения полноты библиотечных фондов.

На государственном уровне системный подход к вопросам сохранности библиотечных фондов появился в связи с «Национальной программой сохранения библиотечных фондов Российской Федерации» (2000 г.) как составной части программы «Память России» и международной программы ЮНЕСКО «Память мира».

Все это обусловливает значение и формирование специализации по сохранности библиотечного фонда в рамках специальности 050027 «Библиотечно-информационная деятельность». Возросла роль сохранения и использования культурного наследия как мощного инструмента в образовании и воспитании, а точнее, в развитии личности.

Последнее обстоятельство и служит стимулом для разработки новых программ учебных курсов специализации «Технология фондохранения», ибо ответственность за сохранность книжного наследия и информации в обществе возлагается преимущественно на библиотечных работников. Технология сохранения библиотечных фондов на любых носителях, обеспечиваемая библиотекарями, имеет огромное значение. Новая специализация «Технология фондохранения» продиктована особенностями современной социокультурной ситуации, имеющими отношение, как к нормативно-правовым нормам профессиональной библиотечно-библиографической деятельности, так и к новым информационным технологиям.

Подготовка и неоднократные обсуждения учебного плана по специализации сохранения библиотечного фонда, предложенного кафедрой документных ресурсов и документационного обеспечения управления МГУКИ, в Научно-исследовательском центре консервации документов РГБ совместно со специалистами Федерального центра консервации библиотечных фондов при РНБ показали, что необходимость такой специализации назрела давно, но развитие ее в рамках специальности библиотечно-информационной деятельности имеет определенные ограничения.

В результате обсуждений было выявлено, что в вузе на имеющейся учебно-производственной базе можно успешно готовить специалистов, способных обеспечить технологию фондохранения.

Следовательно, объективные факторы обусловливают необходимость разработки и включения в учебный план подготовки специалистов высшей квалификации, связанной с сохранением библиотечного фонда, самостоятельной учебной дисциплины «Документационное обеспечение фондохранения».

Разработка курса базируется на созданной нами части «Требования к уровню подготовки выпускника» государственного образовательного стандарта по специальности 632003 «Хранение документного фонда». Определились основные подходы к формированию курса «Документационное обеспечение фондохранения» в рамках специализации «Технология фондохранения».

Учебный курс должен способствовать формированию у будущих фондохранителей системного мышления, направленного на оптимизацию технологии фондохранения на основе оптимально разработанной и функционирующей системы документационного обеспечения. Основой в преподавании курса «Документационное обеспечение фондохранения» является специфика документационного обеспечения фондохранения различных документов, книжных коллекций и собраний, памятников и ценных документов в библиотеках разных типов и видов. В связи с многообразием по типам, видам, формам (электронные издания (локальные и сетевые)), представленных в библиотечном фонде документов существенно меняется представление о профессиональной деятельности библиотекаря по технологии его хранения. В результате изучения курса студентам важно усвоить, что существует система документационного сопровождения и документационная поддержка всех библиотечных процессов, связанных с фондохранением.

Формируя курс «Документационное обеспечение фондохранения», предлагается его рассматривать с точки зрения документационного обеспечения сохранения культурных ценностей, а, соответственно, с укреплением взаимосвязей с общенаучными, профессиональными и специальными дисциплинами. Содержание курса опирается на комплекс гуманитарных и социально-экономических дисциплин - политологических, экономических, социологических, правовых, психолого-педагогических, общепрофессиональных - библиотечно-библиографоведческих.

В разделе курса, посвященном международным и российским документам, обеспечивающим сохранение и защиту культурных ценностей, будущие технологи знакомятся с такими темами, как «Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. Документационное обеспечение сохранения культурных ценностей в законодательстве России и субъектов Российской Федерации». В подготовке специалистов по сохранению документных фондов, важно знание международных документов, обеспечивающих фондохранение.

В тематический план курса входят такие темы, как «Значение документационного обеспечения фондохранения», «Функции документационного обеспечения фондохранения», «Стандарты - российские и зарубежные - о сохранности, хранении документных фондов», «Нормы, нормативы, технологическая документация по фондохранению».

Много места в курсе уделяется темам, посвященным, нормативной, организационно-распорядительной, справочной, информационной документации, обеспечивающей, управление фондохранением. Студентам важно усвоить требования к составлению документации, ее ведению и учету и доведение необходимой информации до должностных лиц, участвующих в сохранении документных фондов (представителям силовых структур, надзорно-контролирующих органов, обеспечивающих предотвращение пожаров, стихийных бедствий, хищений, экологических воздействий).

Специализированная подготовка, нацеленная на углубленное изучение нормативных документов и норм в области сохранения библиотечных фондов, предполагает хорошее ознакомление с библиотечным правом, в котором рассматриваются различные правовые вопросы фондохранения книжных коллекций и памятников культуры и особо ценных документов. Активизация работы с книжными памятниками в России вызывает необходимость представить студентам материалы, касающиеся нормативно-инструктивной базы хранения фондов редких книг. Накопление редких книг в библиотеках, создание специализированных фондов и возникновение вопросов о юридическом регулировании - все это способствовует расширению базы регламентирующих документов о статусе отечественных книжных памятников.

В документационное обеспечение фондохранения входит определенный порядок и организация практических мероприятий библиотеки. В настоящее время в помощь внедрению результатов научных разработок в практическую деятельность создаются инструктивно-методические рекомендации, в которых заложена вся совокупность правил и конкретных действий для выполнения процессов фондохранения. Поэтому в задачу курса входит изучение таких документов.

В настоящее время в крупных библиотеках, например, РГБ, РНБ, ЦНСХБ и др. разрабатываются специальные формы бланков для сбора информации об их деятельности - «Паспорт библиотеки», включающий адресно-справочные сведения об учреждении, при котором функционирует библиотека, о самой библиотеке, вопросы о внедрении инновационных методов и технологий (автоматизация библиотечных процессов, участие в благотворительных фондах и пр.), а также статистические показатели работы библиотеки. Создается также «Паспорт фонда /отдельного фонда/ книжной коллекции/ книжного собрания», (официальный паспорт определенного образца, сведения которого отражают состояние отдельного фонда на определенный период времени, позволяющий рассмотреть формирование фонда как многофункциональное явление в конкретной библиотеке).

Необходимым условием закрепления большого материала является выполнение лабораторной работы и практического задания в период практики в условиях конкретной библиотеки, где студент при уже существующей информации о фонде, самостоятельного дополнительного сбора, обработки и систематизации материала может предлагать решения, касающиеся документационного обеспечения фондохранения. Студенту необходимо усвоить, что полученная информация в результате паспортизация библиотечного фонда или отдельных частей, основанная на нормативно-технологических документах, действующих ГОСТах, позволяет исследовать существующую систему фондов и фондохранение. Благодаря паспортизации анализируются те или иные характеристики фонда, выяснить соответствие его параметров современным стандартам и нормам, интересам пользователя. «Паспорт фонда» дает возможность, определить постановку реальных задач и очередность их осуществления в области формирования документных фондов, сохранения и использования в свете новых информационных технологий XXI в. Комплексный подход в изучении студентом темы об отражении вопросов сохранности документов в «Паспортах фонда» или его частей будет способствовать достижению главной цели - эффективности ее усвоения.

Среди тем, раскрывающих содержание курса, приведем несколько - «Должностные инструкции фондохранителей. Экспертная функция в работе фондохранителя. Знания, умения специалиста по технологии фондохранения», «Технология фондохранения в служебной документации различных отделов библиотеки», «Мониторинг состояния библиотечного фонда и его документационное оформление», «Документационное оформление дежурств библиотекаря в фонде и др.

В курсе предусматриваются семинарское занятие «Стандарты и нормативно-техническая документация фондохранения» и лабораторные работы «Сохранность отдельных категорий документов и отражение их состояния в «Паспорте библиотечного фонда», «Составление планов действий в экстремальных ситуациях».

Таким образом, задачи изучения курса требуют формирования у студентов знаний по следующим основным направлениям: особенности фондохранения и его документационное обеспечение в библиотеках разных типов и видов; комплекс правовых, организационно-административных, специальных, экономических, режимных, технических, профилактических и мер, направленных на нейтрализацию внешних и внутренних угроз для фондохранения; управление библиотекой и его документационное обеспечение в аспекте безопасности ресурсной базы; организационно-правовое и информационное обеспечение безопасности библиотек как части государственных документных ресурсов; нормативно-правовые документы, обеспечивающие информационную безопасность (защиту авторских прав на создаваемую в библиотеках интеллектуальную собственность).

В результате изучения курса «Документационное обеспечение управления» студенты должны уметь: разрабатывать «Концепцию обеспечения безопасности фонда» и совершенствовать ее в соответствии с новыми условиями функционирования и современными технологиями фондохранения; разрабатывать план фондохранения и оформлять документы; формулировать четкие правовые нормы, регламентирующие ответственность каждого сотрудника за надлежащее фондохранение и использование документного фонда; выявлять закономерности развития и изменения в составе и структуре документных фондов и проектировать систему мероприятий, направленных на их фондохранение; налаживать систему паспортизации фонда и отдельных книжных коллекций для их охраны инженерно-техническими средствами; обеспечивать комплексом мер сохранность документных коллекций в экологически неблагоприятных условиях; проводить экспертизу ценности документов с целью их дальнейшего фондохранения, консервации или реставрации; определять основные элементы плана сохранности документного фонда, его частей и элементов в экстремальных ситуациях; дифференцировать документы для превентивной консервации фондов (массовой стабилизации и реставрации).

В настоящее время готовится программа курса «Документационное обеспечение фондохранения».

Концепция государственного образовательного стандарта по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», выстроенная в соответствии с требованиями времени, представляет широкие возможности при создании учебных планов новых специализаций и введения учебных дисциплин.

Hosted by uCoz